Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации…». Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ имеются специально оборудованные кабинеты и группы: кабинет логопеда, 2 кабинета учителя -дефектолога, кабинет педагога-психолога, группы компенсирующей и комбинированной направленности
Объекты для проведения практических занятий
В ДОУ имеются объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Узкие специалисты, рекомендованные детям с ОВЗ в соответствии с коллегиальным заключением Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией проводят практические занятия с детьми в специально оборудованных кабинетах. Воспитатели проводят занятия в групповых помещениях и меняют среду группы под особенности ребенка. Групповые комнаты, включающие игровую, познавательную и обеденную зоны оборудованы для практических занятий согласно санитарных правил и норм. При создании предметно-развивающей среды учтены возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Библиотека
В ДОУ имеется библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивные объекты
В ДОУ имеется физкультурный зал и бассейн. Зал оборудован необходимым спортивным инвентарем: матами, мячами, обручами, скакалками, кольцами, модулями. Данный инвентарь используется в соответствии с утвержденным календарным графиком, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в соответствии с их АОП ДО.
Средства обучения и воспитания
В ДОУ имеются средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Все помещения детского сада обеспечены средствами обучения и воспитания для полноценного осуществления образовательной деятельности и представляют собой совокупность игрового, спортивного, оздоровительного оборудования, наглядно - дидактических и технических средств, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач в оптимальных условиях. Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ приобретены специальное коррекционно-развивающее оборудование и материалы: логомер, песочница, цифровая лаборатория.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В ДОУ имеется кнопка вызова персонала для маломобильных групп населения; контрастная тактильная вывеска; место ожидания. Имеется возможность перемещения ЛОВЗ внутри здания посредством 1 гусеничного лестничного подъемника.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Специальные условия питания
Создание отдельного меню не осуществляется. ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан-ПиН 2.4.1.3049-13.
В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. В работе с детьми педагоги используют здоровьесберегающие технологии. В каждой возрастной группе разработан режим проветривания и температурного режима. В ДОУ оборудован спортивный зал, прогулочная веранда, бассейн. В каждой возрастной группе созданы центры двигательной активности или уголки здоровья, оборудованные атрибутами для спортивных игр, материалами для массажа, коррекции зрения, развития дыхания, массажными ковриками.
Доступ к информационным системам
Наличие адаптированного образовательного сайта для слабовидящих. Наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения лиц с ОВЗ.
Электронные образовательные ресурсы
В ДОУ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья не обеспечивается доступ к электронным ресурсам.
Специальные технические средства обучения
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования отсутствует.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
ДОУ не имеет общежитие, интернат
Жилые помещения в общежитии, интернате
Жилых помещений в общежитии, интернате при ТДОУ «Забава» не предусмотреноОбразовательная деятельность, доступная среда для ЛОВЗ
Сведения о наличии приспособленных для использования лицами с ОВЗ учебных кабинетов
- Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (старшая)
- Группы комбинированной направленности ( старшие, подготовительные)
Санитарно-гигиенические помещения в группах
- Установлены поручни, тактильные дорожки для слабовидящих, бесконтактные умывальники с сенсорным элементом
- Логопедический кабинет, кабинет психолога, учителя-дефектолога
- Оснащены методическими пособиями и дидактическими материалами для работы с детьми ОВЗ
Наличие информационных приспособленных и информационно-телекоммуникативных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения
Доступ к информационным системам, информационно-коммуникативным сетям
- Наличие адаптированного образовательного сайта для слабовидящих.
- Наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения лиц с ОВЗ
Условия питания и охраны здоровья для детей с ОВЗ
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Создание отдельного меню не осуществляется. ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан-ПиН 2.4.1.3049-13
Условия охраны здоровья обучающихся с ОВЗ
В ДОУ проводятся мероприятия по адаптации детей – инвалидов и детей с ОВЗ, которые учитывают особенности в развитии таких детей и их потребности в обучении и социализации
Реализация адаптированных образовательных программ. Работа ППк
- АООП для детей с ОВЗ
Кадровое обеспечение
Учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог (1)
13 воспитателей прошли курсы повышения квалификации «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного обучения»;
5 педагогов прошли профессиональную переподготовку дефектологов.
Наличие условий в помещениях и зданиях, обеспечивающие пребывание лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание
Имеется:
- кнопка вызова персонала для маломобильных групп населения;
- контрастная тактильная вывеска;
- место ожидания
Разработан план на приобретение оборудования и материалов по организации доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры
В целях обеспечения доступности услуг а Детском саду «Забава» разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан доступным для всех категорий граждан. В Доу имеется сменное кресло.
Наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания
1 гусеничный лестничный подъемник