Тили-тили тесто




Каждое занятие по тестопластике содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Цель программы: развивать мелкую моторику детей посредством лепки из соленого теста, развивается эстетическое отношение ребенка к окружающему миру, его посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты.
Задачи:
- познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства - тестопластикой и научить воплощать свои замыслы в технике лепки из соленого теста;
- обучить различным приемам лепки из соленого теста;
- повысить сенсорную чувствительность, т. е. способность к тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики;
- учить использовать разнообразные средства для достижения выразительности поделки (трубочки, печатки, стеки и т. д.);
- повысить общую ручную умелость, синхронную работу обеих рук;
- развивать любознательность, фантазию;
- воспитывать в ребенке творческую личность.
Программа занятий
Программа разработана для детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения очная.
Срок реализации рабочей программы – 2 года.
Программа рассчитана на два занятия в неделю в подгрупповой форме обучения, продолжительность занятия – 25 минут (для детей 6- го года жизни) - 30 минут (для детей 7-го года жизни).
Перспективный план образовательной деятельности с обучающимися 6-го года жизни
Время проведения |
Тема занятия |
Программные задачи |
Материал |
Приемы обучения |
октябрь |
1.«Знакомство с материалом» - приёмы лепки. |
Познакомить детей с понятием «Тестопластика»; со всем необходимым при работе с тестом + техника безопасности, экспериментирование с тестом. Познакомить детей со способом изготовления цветного теста. |
мука соль обойный клей гуашь набор стеков |
Показ приемов, экспериментирование. |
октябрь |
2. «Солнышко» |
Учить лепить из соленого теста, передавая характерную форму круга. |
соленое тесто стека фон |
Рассматривание солнца, вылепливание и нанесение стекой декоративных элементов. |
октябрь |
3. «Подсолнух» |
Учить лепить из соленого теста предметы из 2 – 3 частей, учить дополнять изображение деталями. |
соленое тесто стека фон |
Рассматривание, обследование формы, показ приемов лепки. |
октябрь |
4. «Божья коровка на листочке» |
Учить изготавливать панно, устанавливать «божью коровку» на листочке. |
соленое тесто стека фон |
Рассматривание иллюстрации с изображением божьей коровки. Показ последовательности лепки и соединения частей панно. |
октябрь |
5. « Волшебный цветочек» |
Учить лепить поделку с использованием круга большого и малого диаметра. |
соленое тесто стека фон |
Рассматривание иллюстрации цветов, показ последовательности лепки и соединения частей. |
октябрь |
6. «Подсолнух» |
Формировать умение раскатывать шар и сплющивать его, вырезать с помощью шаблона и стеки. Развивать мелкую моторику рук. |
соленое тесто стека цветной картон |
Рассматривание иллюстрации цветов, показ последовательности лепки и соединения частей. |
октябрь |
7. «Корзинка с грибами» |
Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус |
соленое тесто стека |
Рассматривание иллюстрации грибов, показ последовательности лепки и соединения частей. |
октябрь |
8. «Птица» |
Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение |
соленое тесто стека гуашь |
Рассматривание иллюстрации птиц, показ последовательности лепки и соединения частей. |
ноябрь |
9. « Мышка» |
Учить лепить поделку на основе овала, лепить мелкие детали. |
соленое тесто стека гуашь |
Рассматривание игрушечной мышки, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
ноябрь |
10. «Снежинка» |
Учить лепить из теста сложные предметы конструктивным способом. |
соленое тесто стека печатка |
Рассматривание и обследование формы, показ приемов лепки. |
ноябрь |
11. «Украшения на елку» |
Учить задумывать содержание своей работы на основе шара доводить задуманное до конца. |
соленое тесто стека гуашь печатка |
Рассказ о том, какими могут быть украшения на новогодней елке, индивидуальный показ способов лепки. |
ноябрь |
12. «Елочка» |
Учить использовать разнообразные средства для достижения выразительности. |
соленое тесто стека печатка колпачки формочки |
Рассматривание иллюстраций с изображением елочки. Показ последовательности лепки. |
ноябрь |
13. «Калачи из печи» |
Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт; Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание). Поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания. Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки. |
соленое тесто стека печатка колпачки формочки |
Рассматривание и обследование формы, показ приемов лепки. |
ноябрь |
14. «Самовар» |
Учить лепить красивый самовар. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях) за счёт изменения длины исходных деталей колбасок. Воспитывать эстетический вкус |
соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки |
Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки. |
ноябрь |
15. «Ваза» |
Продолжать учить детей лепить вазу новым способом (кольцами) по форме, раскатывать тесто прямыми движениями рук, лепить валик (колбаска). Совершенствовать навыки в составлении композиции на форме |
соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки |
Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки. |
ноябрь |
16. «Тарелочка» |
Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания; развивать у детей творческие и композиционные способности. |
соленое тесто стека гуашь печатка |
Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки. |
декабрь |
17,18,19. Композиция «Зимняя сказка» |
Учить лепить предметы сложной формы, использовать различные формы изобразительной деятельности (аппликацию, рисование). |
соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки |
Рассказ о красоте зимней природы, показ иллюстраций (зимний пейзаж). |
декабрь |
20. « Заяц» |
Учить лепить, используя прием оттягивания. |
соленое тесто стека |
Рассматривание иллюстраций, показ приема лепки. |
декабрь |
21. «Пингвины на льдине» |
Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие. |
соленое тесто стека гуашь печатка |
Рассматривание иллюстраций, показ приема лепки. |
декабрь |
22. «Девочка в шубке» |
Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) передавать их с соблюдением пропорций. Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки (морковка). Закреплять приемы аккуратной лепки. |
соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки |
Рассматривание иллюстраций, показ приема лепки. |
декабрь |
23. «Мышка с сыром» |
Учить детей передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки. Развивать творческие способности; воспитывать у детей интерес к искусству, как средству выражения чувств, мыслей |
соленое тесто стека гуашь печатка |
Рассматривание игрушечной мышки, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
декабрь |
24. ««Рождественские игрушки» (по выбору: колокольчик, звёздочка или елочка) |
Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. |
соленое тесто стеки цветная бумага гуашь кисточки |
Рассматривание новогодних игрушек, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
январь |
25. «Змея на ветке» |
Развивать навыки лепки на основе цилиндра, дополнять изображение деталями. |
соленое тесто стека печатки |
Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки дополнительных деталей. |
январь |
26. «Ежик» |
Развивать навыки лепки на основе овала, умение доводить задуманное до конца. |
соленое тесто стеки чесноковыжималка |
Рассматривание иллюстраций, обследование формы, показ последовательности лепки. |
январь |
27. «Красивый подсвечник» |
Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус |
соленое тесто стеки печатки |
Рассматривание иллюстраций, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
январь |
28. «Зимние забавы. Снеговик" |
Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек) |
соленое тесто стеки печатки |
Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. |
январь |
29. Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа) |
Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев). Развивать творческую активность |
соленое тесто стеки печатки |
Рассматривание иллюстраций, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
январь |
30. «Забавные цыплята» |
Продолжаем лепить 2 шара, сплющиваем их в диски и с помощью шаблона и стеки вырезаем цыплят, делаем дырочку и вешаем на веревочку. |
соленое тесто стеки печатки |
Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. |
февраль |
31. «Дракончик» |
Развивать навыки лепки с использованием приемов прижимания и вдавливания. |
соленое тесто стеки |
Рассматривание иллюстраций, показ последовательности лепки и соединения деталей. |
февраль |
32. «Снеговик» |
Развивать навыки лепки на основе шариков разной величины, умение дополнять поделку мелкими деталями. |
соленое тесто стеки печатки |
Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. |
февраль |
33,34. «Овца» |
Развивать навыки лепки предметов из 2 и более частей, умения декорировать поделку. |
соленое тесто стеки печатки ситечко |
Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки и декорирования. |
февраль |
35. «Собака» |
Развивать навыки лепки животных. Учить передавать контрастное сочетание цветов. |
соленое тесто стеки гуашь |
Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки. |
февраль |
36. «Веселое сердечко» |
Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус |
соленое тесто стеки печатки ситечко скалка |
Рассказ о празднике, показ приемов лепки: налепы, процарапывание. |
февраль |
37. «Подарок папе» (рамка для фотографии) |
Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
соленое тесто стеки печатки ситечко |
Показ приемов рельефной лепки. |
февраль |
38.«Подарок папе» (украшение для рамки) |
соленое тесто стеки печатки |
||
март |
39. «Шкатулка для мамы» (изготовление шкатулки) |
Учить раскатывать пласт теста в длину скалкой; с помощью стека и линейки вырезать из раскатанного теста прямоугольник, шириной – 3 см., длинной – 20 – 25 см. Совершенствовать навыки в составлении композиции, на форме используя знакомые приёмы лепки. |
соленое тесто стеки печатки ситечки |
Рассматривание различных сувениров, рисование эскизов, индивидуальный показ способов лепки. |
март |
40. «Шкатулка для мамы» ( украшение шкатулки) |
Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
соленое тесто стеки печатки ситечки |
|
март |
41. « Подарок маме» |
Учить задумывать подарок для мамы, лепить украшения, сувениры и расписывать их. |
соленое тесто стеки гуашь печатки формочки |
Рассматривание различных сувениров, рисование эскизов, индивидуальный показ способов лепки. |
март |
42. «Древо жизни» |
Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; развивать у детей композиционные способности. |
соленое тесто стеки |
Наблюдение за деревьями, рисование, показ приемов лепки. |
март |
43. «Гусеница» |
Развивать навыки лепки на основе шариков разной величины, умение лепить мелкие детали. |
соленое тесто стеки печатки ситечко |
Рисование эскиза, показ способов лепки. |
март |
44. «Улитка» |
Развивать умение преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму. |
соленое тесто стеки |
Рассматривание изображений, рисование улиток, показ разных способов лепки. |
март |
45,46. «Весна. Цветущее дерево» |
Учить лепить веточку, а на ней цветочки (раскатываем шарик и делаем тоненькую колбаску, это у нас ствол ветви, а затем по шаблону делаем листики) |
соленое тесто стеки |
|
апрель |
47. «Рыбы» |
Учить создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами. |
соленое тесто стеки колпачки |
Рассматривание живых рыб, рисование с натуры, показ приемов лепки. |
апрель |
48. «Бабочки» |
Развивать умение применять разные приемы лепки для создания красивых бабочек. |
соленое тесто зубочистки колпачки |
Рассматривание бабочек, индивидуальный показ способов лепки. |
апрель |
49. «Чудище» |
Учить ориентироваться на поиск гармоничных сочетаний разных форм, развивать комбинаторные способности. |
соленое тесто стеки колпачки зубочистки |
Рассматривание коллекции динозавров, показ способов лепки. |
апрель |
50. «Украшения» ( бусы) |
Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. |
соленое тесто стеки колпачки зубочистки печатки |
Рассматривание коллекции украшений, показ способов лепки. |
апрель |
51. «Украшения» ( браслеты) |
Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. |
соленое тесто стеки колпачки зубочистки печатки |
Рассматривание коллекции украшений, показ способов лепки. |
апрель |
52.«Медальон в подарок для выпускников» |
Продолжаем лепить из теста шар, шар сплющиваем и из разных шаблонов при помощи стеки вырезаем медальки, и украшаем с помощью ленточки |
соленое тесто стеки колпачки зубочистки печатки |
Рассматривание коллекции украшений, показ способов лепки. |
апрель |
53,54. «Рыбы» |
Продолжать освоение рельефной лепки; учить вырезать по шаблону; лепить конструктивным способом рыбок (плавники, хвост, туловище – конус); учить украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками. Развивать комбинаторские способности и совершенствовать умение оформлять поделки. |
соленое тесто стеки колпачки зубочистки печатки |
Рассматривание иллюстраций, показ способов лепки дополнительных деталей. |
май |
55, 56. Композиция «Цветочная поляна» 57,58. Композиция «Деревья» |
Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры, украшать налепами и прорезными рисунками. Побуждать к поиску средств выразительности для передачи пластики деревьев, самостоятельно находить способы лепки деревьев, развивать умение договариваться. |
соленое тесто стеки ситечко печатки соленое тесто стеки печатки трубочки фон зубочистки |
Рассматривание живых цветов, рисование эскизов, показ способов лепки. Индивидуальный показ способов лепки декоративных элементов. |
май |
59. «Насекомые» |
Учить задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, используя приём раскатывания, сплющивания; выдавливание травки из чесночницы. Закрепить навыки лепки; развивать эстетический и художественный вкус; развивать композиционные и творческие способности у детей. |
соленое тесто стеки печатки трубочки фон зубочистки |
Рассматривание насекомых, рисование эскизов, показ способов лепки. |
май |
60. «Динозаврики» |
Продолжить учить лепить комби нированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности. |
соленое тесто стеки печатки трубочки фон зубочистки |
Рассматривание динозавров, рисование эскизов, показ способов лепки. |
май |
61. «Лето в ладошке» |
Продолжать развивать у детей чувство композиции; закрепить технику рельефной лепки; развивать творческие способности у детей. Продолжать учить составлять композицию, прикреплять изделия из теста к основе. |
соленое тесто стеки печатки трубочки |
Индивидуальный показ приемов лепки. |
май |
62. «Решетка с цветами. Цветы» |
Продолжать учить лепить цветы из соленого теста и украшать разными кружочками с помощью теста, использовать стеку, для четких лепестков цветка. |
соленое тесто стеки печатки трубочки |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника